13 января 1793 года
Маскарад в Эрмитаже
Внешний вид персонажей
Внешний вид Балашова:


без щита, опционский жезл - деревянный с медным набалдашником, под туникой надеты светло-коричневые кюлоты, поверх них -поножи, -примерно так:

Внешний вид Милорадовича:

без щита, опционский жезл - деревянный с медным набалдашником, под туникой надеты светло-коричневые кюлоты, поверх них -поножи, -примерно так:

У обоих на лицах под шлемами маски:
Свернутый текст

Насколько окрыленным Михайла покинул Зимний в тот приснопамятный поздний вечер, настолько же угрюмым и мрачным он сделался в ближайшие дни. Чуда не случилось, и блик счастия, забрезживший слабым солнечным лучом сквозь пелену неба, быстро потух. Надо ж было вообразить себе чувства к самой настоящей принцессе! Милорадович встал, как громом пораженный, когда на осторожные и любопытные его расспросы, выяснилось, что только одна красавица могла сейчас обитать под сводами дворца. Вернее, две: Луиза и Фредерика Баденские, привезенные на смотрины юному Великому князю. Передать какими-нибудь внятными словами бездну отчаяния, накрывшую гвардейца с головой, представляется неисполнимой задачею. До последнего он надеялся на досадную ошибку, но когда издалека ему указали на хорошенькую блондинку, в коей он признал фею, ведомую им по насквозь промерзшему коридору в маленькую заброшенную комнатку, как на возможную невесту Александра Павловича, сердце капитан-поручика екнуло. Жизнь померкла, и душа его обрела ад на самой земле… Целых два дня молодой офицер страдал и не находил себе места, а после того, как пропустил из-за своих мук и терзаний рапорт и две веселые пирушки (особенно ему жалко было эти две последние, но статус страдальца не позволял так быстро вернуться к привычным развлечениям), то решил, что с него хватит лежать сложа руки и пора действовать. В конце концов, принцессам тоже не чуждо ничто человеческое, и пока вопрос о браке не решен, то у амбициозного юноши из малоросской глубинки тоже есть все шансы. Во всяком случае, собственное происхождение Михайлу никогда не стесняло и не смущало. В веселый век государыни Екатерины главное было уметь нравиться, и Милорадович вполне постиг сию нелегкую науку, предпочитая ей прочие жизненные уроки. Вернувшись к прежним своим занятиям, измайловец только принялся лелеять надежду на новую встречу с предметом воздыханий, как его чувствительному сердцу пришлось пережить новый удар: о свадьбе заговорили, как о деле решенном, и вокруг только и было, что умилений прекрасной парой, коих уже, отдавая дань античной моде, принялись сравнивать с Амуром и Псишеей. Относясь к «детям Марса», гвардеец ощущал полную беспомощность в сём деле, ибо, не смотря на присущую молодости самоуверенность, она не простиралась до тех пор, дабы равнять себя с сыном наследника российского престола, коему ему полагалось служить верою и правдою. На сей раз сразу впадать в уныние капитан-поручик не стал. Брак – не монастырь, а в жизни случаются удивительные события, особливо ежели помогать им случаться. Михайла привык с упорством добиваться желаемого и сейчас просто так отступать не собирался, бережно храня в душе воспоминания о тихой беседе под Фробергера. Наконец, судьба предоставила ему случай проявить себя. В генваре месяце 13-го числа двор назначил скромное увеселение в ознаменование рождения Луизы Марии Августы Баденской для ближайшего круга императрицы и молодых Великих князей. Милорадович попасть туда, ежели и мечтал, то мечтал весьма скромно, хотя сие было и не в его привычках, как вдруг, неожиданная удача сверкнула ему белозубой улыбкою. Двое из капитанов гвардейского полка, откомандированные на составление пар для танцев, оказались не способны исполнить возложенные на них обязанности: Ададуров срочно выехал в деревню свою по семейным делам, а Талызин слег с сильнейшею горячкою. Выбор пал на представительных измайловцев чином пониже – капитан-поручик Милорадович славился приятною внешностию и умением танцевать, а поручик Балашов слыл приятным и остроумным собеседником. За подготовку оба взялись с полной серьезностию, ибо предполагался маскерад в греко-римском духе и, разумеется, молодые гвардейцы собирались взять Зимний не только приступом личного обаяния, но и подходящим случаю внешним видом. Полагая себя достойными быть ведомым самим Цезарем, оба остановились на костюмах времен славного правления одного из выдающихся диктаторов, и, исходя из размышлений о необходимости соблюсти положенную чину скромность, выбрали облачение опциона, коий исполнял, по сути, те же обязанности в центурии, что и капитан-поручик в роте. Маскерадное одеяние ковалось и шилось в спешном порядке: Михайла в отличие от поручика не экономил на яркости облика, избрав красную тунику и красно-черную расцветку перьев у шлема. Александр Дмитриевич Балашов имел стеснения в средствах, посему его туника была скроена из некрашеного льняного полотна, а цвета шлема составились из бело-бурой окраски. Наконец, назначенный день настал, и оба «легионера» прибыли ко двору Ея Императорского Величества в почти полном боевом облачении, разве что не взяв с собою громоздкие щиты. Раздвигая гостей опционскими жезлами, массивным, с медным набалдашником, новоприбывшие с шутками и колкостями, проскользнули мимо таких же, как они, «случайных» птиц, в самые сливки петербургского света. Михайла по дороге успел отвлечься на какую-то нимфу в полупрозрачном облачении, с темными кудрями, обрамлявшими плотно прикрывавшую лицо маску. Шепнув мимоходом ей на ушко свои восторги относительно соблазнительно обрамленных складками хитона персей и вызвав у той кокетливый смех, «римлянин» принялся за поиски прелестной виновницы торжества среди публики, собравшейся для первой части сегодняшних развлечений, заключавшейся в просмотре какой-то английский пиесы, надо признаться, мало интересовавшей Милорадовича.
- Сашка, мон вью копэ, регард! (мой старый приятель, смотри)! – гвардеец остановился и замер на месте, опустив жезл.
- Мишка… паблё! (черт возьми!), - раздался рядом сиплый голос поручика.
- Кель грас! Кель э ле дэвенир! Комм элле э бэлль! (Какая грация! Какая стать! Она прекрасна!) – в голосе капитан-поручика звучало неподдельное восхищение. Он увидел среди высоких гостей очаровательную юную «гречанку», увенчанную золотым лавровым венком. Ее лицо было скрыто маскою, но даже маска не способна была спрятать природную прелесть. Каждый ее жест дышал очарованием юности, и Михайла, влюбленный и покоренный ею, стоял, не смея дышать и боясь, что незнакомка пропадет, словно предрассветный сон, словно зыбкое наваждение.
- Мишка… онлев ле верж! (…убери жезл!) – рядом продолжал пыхтеть голос поручика.
-Куа? (Что?) – отозвался расслабленно-туманный голос Милорадовича.
- Же ди, онлев ле верж авек ме жомб! (Я говорю, убери жезл с моей ноги!) Не то я тебя прибью своим! – уже с мукой отозвался поручик, и его товарищ-измайловец немедля обернулся, а, обернувшись, заметил, что аккурат водрузил свой символ опционской власти прямо на ступню несчастного сослуживца, пытавшегося все это время избавить ногу от невыносимой пытки, но никак не могший сдвинуть замершего на месте Михайлу.
- Пардон муа, мон шер СашА, я забылся, - капитан-поручик тут же освободил конечность товарища из жезлового плена и живо полюбопытствовал. – Ту нэ сэ па кью с’э… Элен де Труа? (Не знаешь, кто эта… Елена Троянская?)
- Откуда бы? -буркнул Балашов, морщась от боли. – Тью аллеа ля решёрш де ля принцесс (Ты же собирался искать принцессу).
- Успеется! – капитан-поручик ткнул символ опционской власти в руки растерявшемуся поручику. – Тьен! Мантенон тью дубль-опсьён, и ж’е бузоа де тю оржон де трюве ун пэр о дебю де ла маскерад (Держи! Теперь ты дважды опцион, а мне нужно срочно найти нужную пару к началу маскерада).
- А мне не нужно? – раздался вдогонку обиженный голос.
- Но (Нет), - последовал беспечный ответ. – Тебе и так хорошо, мон бон СашА (мой хороший Саша)!
Первым делом Милорадович напал на след штатс-дам круга императрицы и спустя непродолжительное время оказался в обществе племянниц светлейшего Потемкина – графинь Браницкой и Скавронской. Заболтав их забавными историями из похождений древних героев Эллады, гвардеец без труда, хотя и при значительной конкуренции, заработал право вести обеих в монотонном полонезе, в коем хоровая его часть сменялась столь же нудной оркестровой. Первый же танец оказался куда более насыщенным на события, нежели измайловец предполагал изначально. Александра Васильевна, прекрасная Санечка, без стеснения рассказала ему о большей части замаскированных гостей, легко раскрыв их инкогнито, и каково же было удивление Михайлы, когда поразившая его «гречанка» оказалась той самой маленькой восхитительно серьезной девушкой из темных коридоров Зимнего дворца. Как живо предстало его взору бледное личико, наполненное глубокою задумчивостию и затаенной грустью! Как быстро меняется она… Как быстро светский лоск обвивает ее плечи. Как страшно потерять ее ту, угловатую, напуганную, но все же такую храбрую малышку… Полонез тянется бесконечно, хотя напротив него уже другая Васильевна – Екатерина. Она тихо щебечет обо всем и сразу, он вторит ей в тон, а глазами ищет золотой лавровый венок и чистейшей белизны хитон. Милорадович слушает внимательно и успевает трактовать все сведения в свою пользу. Нужно успеть встать в контрданс рядом с парой Великий князь Александр и Луиза. Да-да, она отдала ему танец. Кто может быть рядом? Кто не отходит ни на шаг от молодой пары? Графиня Шувалова? Мммм… Интересно, интересно. В перерыве между танцами гвардеец мечется в поисках Екатерины Петровны и натыкается на успевшего заскучать Балашова, крепко держащего оба жезла.
- Сашка, же трувэ ля принцесс (Я нашел принцессу!) – Михайла хлопает по плечу поручика.
- Ты же искал Элен де Труа? – недоумевает Балашов, на что получает лаконичное: «И ее я тоже нашел!».
- Э бьен, глоре е Дью! (Ну, слава Богу!) Мишка, забирай свою дубину. Ж’е тро онви де с’амюзи (Я тоже хочу развлечься), -Александр обиженно поджимает губы и получает тычок в солнечное сплетение, припечатавшие его к колонне:
- А туа э си бьен! Рэси иси! (Тебе и так хорошо! Стой тут!)
Милорадович видит графиню Шувалову, и его внимание переключается на нее. Скорее! Скорее! Нужно успеть ангажировать ее на контрданс, иначе захваченные полонезом позиции будут утрачены, придется отвести войска и неизвестно, удастся ли их вернуть на прежние места. Удача сопутствует храброму, вернее, даже так: наглость –второе счастье. Капитан-поручик становится в пару с Шуваловой. Черт с ней совсем. Рядом с ним молодой Великий князь, закутанный в сенаторскую тогу времен Республики, а напротив него – Она… Михайла склоняется в надлежащем поклоне, всколыхнув перья на шлеме, а, выпрямившись, получает в ответ улыбку. Ничего не значащую, мимолетную, случайную, но для него она сейчас дороже всех бриллиантов мира. Хрустальными аккордами звенит музыка, и Милорадович после приличествующего случаю приветствия графини переходит в па-де-буре на четыре счета. И плие, и шаги на полупальцах давно и привычно отработаны. Не зря же отцовы деньги ушли на оплату лучших танцмейстеров! Смена места и пары. И вот перед ним сияющая, лучезарная, будто сошедшая с небес Луиза Мария Августа Баденская. Соприкоснувшись с нею в танце правым плечом Михайла успевает шепнуть:
- Ву авэ ди: «Се Лье ле вю, ну реконтрерон онкёр» (Вы сказали: «Если господу будет угодно, то мы встретимся»), - гвардеец делает шаг вправо. – Же суи эрю де Ву вор а нэвю, ноктюрн визитёз де л’Эрмитаж (Я счастлив видеть вас снова, ночная гостья Эрмитажа).
Отредактировано Михайло Милорадович (2016-06-17 16:18:41)